При этом, по оценкам ИЭГ, за счет более высокой плотности населения емкость потенциального рынка одной аптеки на периферии в два раза выше, чем в центре: 3,1 тыс. жителей против 1,4 тыс. Для продовольственных магазинов разница более чем в три раза: 4,86 тыс. жителей против 1,54 тыс.
Наиболее высокий показатель обеспеченности аптеками шаговой доступности, по расчетам ИЭГ, наблюдается в Таганском, Пресненском и Красносельском районе, где возможности дойти до них за пять минут нет у жителей только 0,5% многоквартирной застройки. При этом на востоке Москвы аптеками шаговой доступности не обеспечены 11,7% площадей жилой недвижимости, в Крылатском — 10,9%, в Ясенево — 10,2%. Похожая картина и с продовольственными магазинами: дойти до ближайшей точки за пять минут нет у 543 жителей ЦАО (11,5 тыс. кв. м жилья) и 169 тыс. человек (2,6 млн кв. м) в периферийных районах. Хуже всех обеспечены ритейлом жители Новогиреево (у проживающих на 35,7% жилых площадей нет возможности дойти до магазина пешком в течение пяти минут), Лефортово (20,6%) и Нижегородского (20,3%).
Проблема недостаточного количества магазинов и аптек на окраинах города стала особенно очевидной во время режима самоизоляции горожан в апреле—мае.
По оценкам замдиректора направления стрит-ритейла Knight Frank Ирины Козиной, в этот период оборот магазинов и аптек в периферийных районах был на 15–20% выше, чем в центре Москвы. В такой динамике нет ничего удивительного. Основной спрос в центральных локациях формируют офисные работники, в их отсутствие у ритейлеров не было клиентов, отмечает руководитель группы street-retail компании «Магазин магазинов» Юлия Корчагина. Эта ситуация заставила многие сети задуматься о поиске помещений в спальных районах, добавляет руководитель направления стрит-ритейла CBRE Юлия Назарова. Заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина считает, что дополнительно развивать новые форматы на окраинах ритейлеров могут стимулировать прогнозы относительно возврата к тем или иным ограничениям и опасения покупателей находиться в местах большого скопления людей.
Но не все консультанты верят, что этот тренд сохранится. Замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers International Лариса Еремина предполагает, что и в дальнейшем ритейлеры будут концентрироваться на развитии в центре города. Управляющий по развитию сети «Вкусвилл» Евгений Курвяков обращает внимание на то, что многие покупатели переехали на долгий срок из Москвы в область, но смысла в активном развитии за городом компания не видит, так как осенью москвичи вернутся в город. С этим соглашается гендиректор розничного подразделения «36,6» Александр Кузин: несмотря на то что трафик аптек в спальных районах вырос, а на центральных улицах сократился, на дальнейшие планы развития сети это не повлияет. Представитель ГК «Обувь России» Наталья Паули указывает, что компания сместила акцент в сторону развития магазинов в спальных районах еще несколько лет назад.