Аналитика и исследования
Скачать статью

Торговые коридоры Москвы. Итоги 2015

Доля вакантных помещений, по сравнению с 2014 годом, выросла незначительно.

По итогу 2015 года доля вакантных помещений по основным торговым коридорам Москвы в пределах Садового кольца остановилась на уровне 9%. По сравнению с серединой года, доля пустующих помещений снизилась на 2%. В настоящий момент не заполнены арендаторами 135 столичных торговых помещений. 

Уровень вакантных площадей в street retail приостановил рост по сравнению с серединой 2015 года

p1.jpg

Примечание! Указан средний уровень вакантных помещений по торговым коридорам Москвы в пределах Садового кольца.

Ставки аренды по сравнению с началом года снизились

Впервые с конца 2013 года коммерческие условия на помещения по основным торговым коридорам Москвы не подверглись снижению по сравнению с трехмесячной давностью. Как и в начале года, рынок не ориентируется более на ставки аренды, а исходит из совокупной стоимости помещения в месяц в рублевой номинации. Все договоры аренды заключаются в рублях.
По сравнению с началом 2015 года, стоимость помещений по основным торговым коридорам Москвы (в пределах Третьего транспортного кольца) снизилась на 11%.

Стоимость помещения по основным торговым коридорам Москвы

p2.jpg

Примечание! Указаны диапазоны средней стоимости аренды помещений street retail площадью 150-200 кв.м, расположенных на первой линии домов, в пределах Третьего транспортного кольца Москвы, за 1 месяц, с учетом НДС, по состоянию на конец декабря 2015 года.

Структура запросов на поиск помещения

Уже более трети всех запросов на поиск помещений в формате стрит-ритейл составляет спрос со стороны предприятий общественного питания – на конец 2015 года на них пришлось 32% от общего количества запросов. Продукты питания остаются стабильны и проявляют интерес к «стриту» - 16% запросов. А вот остальные профили торговли, за исключением, пожалуй, услуг, салонов красоты, снизили спрос на помещения «на улице». Так, например, банки, долгое время являвшиеся одним из драйверов спроса на стрит, сейчас составляют только 2% от всех совокупных запросов. 

Структура запросов на поиск помещений street retail

В структуре запросов на поиск помещения street retail преобладают предприятия общественного питания

p3.jpg

Форматы запросов на поиск помещений street retail 

Запросы на помещения форматом менее 150 кв.м составляют половину всех запросов на поиск помещения street retail

p4.jpg

Основные тренды в сегменте street retail в 2015: 

  1. Арендодатели все больше идут навстречу арендаторам:
    • Есть прецеденты, когда собственники помещений «на стрите» соглашаются на схему взимания арендной платы в виде процента от товарооборота. В этом есть выгоды для арендатора: размер арендной платы напрямую зависит от качества работы магазина. Сейчас такие условия желательны, большей частью, для крупных сетей общественного питания. Но и для арендодателя в этом есть плюс: появляется возможность минимизировать риск девальвации валюты – с ростом цен и увеличением товарооборота арендатора, доход собственника помещения пропорционально увеличивается.
    • Есть прецеденты, когда арендодатель рассматривает возможность компенсировать ремонт помещения в счет арендной платы.
  2. Поскольку «подвижки» в отношениях арендодатель-арендатор есть, доля пустующих помещений за 2015 год в среднем по улицам сократилась на 2% (с 11% до 9%).
  3. Профили общественного питания и продуктов питания продолжают оставаться драйверами активности «на улицах». По итогу 2015 года представители этих двух профилей сформировали половину всех запросов на поиск помещений в street retail столицы.
  4. В коммерческих условиях произошли изменения. Теперь арендаторы стали оценивать помещения, исходя из совокупных затрат на его аренду, включая НДС.

Другие новости
Поделиться

самое важное о торговой недвижимости – доставим на ваш email