Новости
Скачать статью

Рестораторы разобрали помещения

Доля свободных помещений стрит-ритейла в Москве по итогам 2018 года приблизилась к докризисному уровню, сократившись до 6,5%. По итогам этого года консультанты ждут, что уровень вакантности станет еще ниже. На фоне завершения реконструкций улиц и роста пешеходного трафика доля заведений общепита, самых активных арендаторов уличных площадей, в общей структуре спроса увеличится до 45–47%.

Вакантность помещений стрит-ритейла Москвы в 2018 году снизилась на 2,7 процентного пункта, составив 6,5%. Такие данные приводит Knight Frank. Всего сейчас пустуют 37,4 тыс. кв. м площадей. По данным консультантов, самым заметным по итогам года стало снижение вакантности на Садовом кольце: показатель сократился на 4,9 процентного пункта, до 11,9%. Доля свободных помещений внутри Садового кольца сократилась на 3,8 процентного пункта, до 2,1%, на пяти крупнейших проспектах (Ленинском, Кутузовском, Мира, Комсомольском и Ленинградском) — на 2,9 процентного пункта, до 13,4%.

Снижение объема пустующих площадей заметили и другие консультанты. Согласно расчетам руководителя направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксаны Копыловой, сейчас на рынке стрит-ритейла свободны 8,2% помещений — это минимальный показатель за последние четыре года. В «Магазин Магазинов» показатель оценивают в 5%. По данным компании, наиболее заполнены сейчас Климентовский и Камергерский переулки — вакантных помещений на них нет. Также большой востребованностью у арендаторов пользуются Никольская и Новослободская улица — здесь пустуют лишь 2% площадей стрит-ритейла. При этом в Knight Frank считают, что такая позитивная динамика не связана с проведением летом чемпионата мира по футболу: событие носило слишком кратковременный характер и способствовало лишь росту товарооборота в отдельных локациях. Госпожа Копылова также объясняет постепенное заполнение свободных площадей восстановлением рынка и завершением благоустройства основных торговых коридоров.

Высокая активность арендаторов помещений стрит-ритейла сохранится и в этом году, уверены в Knight Frank. Директор направления стрит-ритейла компании Виктория Камлюк ждет, что большинство сделок будет заключено с рестораторами. Сейчас заведения общепита занимают 40,8% помещений стрит-ритейла в Москве, а к концу года, по прогнозу эксперта, показатель увеличится на 5–7 процентных пунктов: «Это произойдет за счет роста на 10% пешеходного трафика на реконструированных улицах». О реальном снижении уровня вакантных площадей можно будет говорить лишь с сентября, считает ведущий консультант департамента рынков капитала и инвестиций Cushman & Wakefield Марьяна Матуева. «Это связано с увеличением НДС — операторам нужно время, чтобы привыкнуть к товарообороту в новых фискальных условиях»,— поясняет она.

Руководитель группы street retail «Магазин Магазинов» Марина Маркова указывает, что рынок уже столкнулся с нехваткой крупных качественных площадей: «Сейчас такие площадки активно ищут намеревающиеся открыть флагманские магазины фешен-ритейлеры, фудхоллы и супермаркеты». Средняя площадь предлагаемых в аренду объектов, по данным Knight Frank, в 2018 году снизилась с 199,4 до 196,6 кв. м. По мнению госпожи Камлюк, это обусловлено, в частности, желанием девелоперов повысить маржинальность проектов: новые объекты проектируются с превалирующей долей небольших площадей, стоимость аренды которых выше.

Сокращение вакантности скорректировало арендные ставки в столичном стрит-ритейле. Они, согласно расчетам «Магазина магазинов», в 2018 году выросли в среднем на 13%. Наиболее дорогими остаются Столешников переулок и Кузнецкий Мост — коммерческие помещения там стоят в среднем 2 млн руб. в месяц. Следом идет Камергерский переулок, где сделки заключаются по тарифу 1,8 млн руб. в месяц. Дешевле всего стоят площади на Покровке, Садовом кольце и Тверской (участок от Пушкинской площади до метро «Маяковская») — 1,1–1,2 млн руб. в месяц.

Другие новости
Поделиться

самое важное о торговой недвижимости – доставим на ваш email