Самоизоляция россиян из-за распространения коронавируса не сулит ничего хорошего fashion-ритейлерам. Падение продаж одежды, обуви и аксессуаров может составить 20–30% в зависимости от длительности режима повышенной готовности. Ситуацию не изменит и взрывной рост онлайн-сегмента, который по итогам года может вырасти вдвое. В таком положении находится весь мир: из-за пандемии COVID-19 снижение продаж на международном fashion-рынке достигнет 25%, а потенциальные убытки — €340 млрд.
По итогам 2020 года падение продаж в fashion-сегменте России в денежном выражении может составить до 20%, если самоизоляция россиян из-за распространения коронавируса продлится до конца майских праздников, и до 30%, если такой режим сохранится до начала лета текущего года. Такие подсчеты по запросу “Ъ” сделала «Infoline-Аналитика». Объем рынка в минувшем году составил 2,27 трлн руб., отмечают в Fashion Consulting Group.
Таким образом, ритейлеры могут потерять от 454 млрд руб. до 681 млрд руб.
Консультант Jos de Vries The Retail Company Ирина Болотова рассматривает сценарий, при котором объем рынка сократится на 50% к концу 2020 года. Даже если не было бы такого негативного фактора, как COVID-19, то российский fashion-сегмент в стране по итогам года все равно снизился бы, но на 5%, до 2,15 трлн руб., считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Ритейлеры из числа средних и малых предприятий вряд ли переживут кризис, уверена Ирина Болотова. В небольшой одежной сети Bat Norton уверены, что смогут открыть свои магазины, даже если ограничения властей продлятся до июня.
По итогам прошедших двух недель крупные и средние сетевые ритейлеры фиксировали падение сопоставимых продаж (like-for-like) до 65%, рассказывает руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина.
«Пока предсказать сокращение площадей и количества магазинов fashion-ритейлеров невозможно. Но уже очевидно, что нас ждет непростой период адаптации рынка»,— объясняет госпожа Жилкина. Михаил Бурмистров ожидает, что кроме сокращения премиального сегмента ритейлерам стоит готовиться к маргинализации спроса — переходу потребителей на товары низкого ценового сегмента.
По итогам года в целом по миру как минимум на 10% вырастет онлайн-сегмент, но это лишь частично снизит потери офлайн-розницы»,— комментирует Максим Бахтин.
По итогам 2019 года в России интернет-торговля составляла 15% от всех продаж одежды и обуви в стране, говорит Михаил Бурмистров. Самоизоляция россиян спровоцирует рост интернет-продаж, возможно, до 30% к концу года, полагает он. В марте этого года продажи одежды в Ozon выросли уже в четыре раза, утверждают в пресс-службе маркетплейса. Директор по стратегии Lamoda Павел Орлов надеется в 2020 году сохранить уровень продаж хотя бы на текущем уровне.