Новости
Скачать статью

Банки возвращаются

Финансовая розница снова становится заметной на рынке аренды.

С начала года запросов от банков на подбор помещений в Москве стало заметно больше, чем в конце прошлого 2016 г., причем им требуется больше квадратных метров, подсчитали аналитики компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ.

По словам аналитиков компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, в марте 2017 г. в их базе были запросы на подбор помещений от 33 банков, в начале 2016 г. - только от 22. В 2016 г. банки не отличались высокой активностью: из-за нестабильной экономической ситуации спрос на банковские услуги был низок, рассказывает Марина Дроздова, руководитель группы направления street retail компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ. Сейчас, вслед за стабилизацией экономики, у банков появились четкие планы по развитию, полагает она.

По результатам изучения планов развития 64 банков в Москве (были выбраны те банки, у которых есть более пяти филиалов) был сделан следующий вывод: 30 банков уже развиваются, 5 - планируют возобновить развитие в 2017 г. При этом каждый подавший заявку банк может искать как одно, так и несколько помещений.

Еще 29 банков не планируют увеличивать число филиалов в этом году. Те банки, которые уже имеют достаточное количество отделений в отдаленных друг от друга локациях, в 2017 г. не планируют активное развитие, говорит Дроздова. К тому же некоторые банки не видят необходимости в развитии из-за возросшей доли клиентов, обслуживаемых онлайн.


ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ИЛИ ПЕРЕЕЗЖАЮТ

Представитель ВТБ подтверждает: планируется открытие нескольких офисов розничной сети ВТБ. О планах расширить сеть говорит и представитель ВТБ24. Открытия будут точечные, цель - уплотнить инфраструктуру в тех районах, где у банка много клиентов, а мощностей действующих офисов недостаточно, рассказывает представитель ВТБ24. "Абсолют Банк" находит возможности для открытия новых точек продаж и параллельно развивает существующие отделения с точки зрения смены формата, говорит Иван Любименко, директор департамента продаж подразделений сети "Абсолют Банка".

Активный поиск помещений для открытия новых отделений также связан с оптимизацией расходов уже существующих, говорит Дроздова. Закрываются отделения в помещениях с высокими арендными ставками или занимающие излишнюю площадь, а банки ищут новые, но в тех же локациях, рассказывает она. По подсчетам МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, 4 банка рассматривают помещения только для переезда.

Из опрошенных "Моллом" банков такой путь выбирают "Югра", "Уралсиб" и "Юникредитбанк". Банк "Уралсиб" рассматривает переезд в офисы с более удобным расположением, говорит руководитель департамента управления эффективностью розничного бизнеса банка Андрей Недбайло. "В этом году запланированы только точечные перемещения нескольких отделений в более эффективные, на наш взгляд, локации", - говорит Сергей Васяткин, директор департамента розничных продаж "ЮниКредит Банка". Стратегия релокации гораздо более эффективна, нежели агрессивная региональная экспансия, считает председатель правления банка "Югра" Дмитрий Шиляев.


КАКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ НУЖНЫ БАНКАМ

Развитие банков направлено на открытие небольших по площади отделений, но в разных локациях, рассказывает Дроздова. Чаще всего банки ищут помещения площадью 150-250 кв. м (против 200- 297 кв. м в начале 2016 г.); в центральном, южном и юго-западном округах столицы, свидетельствуют данные МАГАЗИН МАГАЗИНОВ. Среди других часто встречающихся параметров запроса: помещения из-под банков; в прямой видимости от метро; за третьим транспортным кольцом; вблизи рынков и вокзалов.

Требования к помещениям опрошенных "Моллом" банков похожи. Это удобное расположение - центр города или центральная улица района, здания на "первой линии", высокий пешеходный и автомобильный трафик. Для "Уралсиба" также важно наличие рядом остановок общественного транспорта, а наличие парковки будет преимуществом; для ВТБ - наличие витринного остекления и возможность организации зоны с доступом 7/24. Точки продаж должны окружать торговые и деловые центры, банковские отделения и другие точки концентрации целевого клиентопотока, говорит Недбайло. На такие же помещения ориентируется "ЮниКредит Банк" - он, как правило, выбирает стрит-ритейл рядом с точками притяжения клиентов (метро, торговые и бизнес-центры и т. д.), рассказывает Васяткин.

"Югра" рассматривает помещения площадью около 100 кв. м, "ЮниКредит Банк" - от 100 до 200 кв. м. У последнего есть формат легких офисов - в рамках сотрудничества с ключевыми корпоративными клиентами и в рамках расширения спектра услуг для существующих клиентов в регионах, где банк ранее не был представлен сетью, рассказывает Васяткин.

"Абсолют Банк" планирует открытие точек в формате центров ипотечного кредитования, рассказывает Любименко. Отсюда - критерии к местоположению офиса: расстояние до регистрационной палаты и МФЦ, присутствие офисов ключевых партнеров (агентства недвижимости, офисы застройщиков), объясняет он.


ПОМЕЩЕНИЙ ХВАТИТ

С поиском удовлетворяющих банки помещений проблем нет. На текущем рынке это достаточно просто, говорит Любименко. Его мнение подтверждает и Сергей Васяткин: в 2015-2016 гг. падали спрос и цены, это характерно и для банковских помещений. Ведь рынок меняется, развиваются дистанционные каналы обслуживания, банки ведут работу по сокращению затрат, оптимизации сети отделений и повышению ее эффективности, объясняет он. Еще одна причина сокращения числа отделений - отзыв лицензий у банков. По подсчетам Васяткина, за последние два года на рынке количество банковских офисов сократилась на 20 %.


ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ НАБИРАЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Два банка ищут помещения только в торговых центрах, девять банков рассматривают возможность размещения и в ТЦ, и в стрит-ритейле, рассказывает Дроздова. В прошлом году, по ее словам, только 4 банка были готовы открыться как в торговых центрах, так и в стрит-ритейле. Банковское отделение в моллах представляет собой, как правило, эспресс-формат небольшой площадью и с быстрым обслуживанием клиентов, говорит Дроздова, сейчас банков, которые такой формат развивают, стало больше.


НЕ ТОЛЬКО МОСКВА

Некоторые банки строят планы по развитию не только в Москве, но и в регионах. Так, ВТБ24 кроме Москвы и Московской области планирует открытие в 26 регионах страны. "Порядка 50 % офисов будут с выделенными зонами для обслуживания состоятельных клиентов, еще 15 проектов сделаем в формате "Банк на работе"", - делится планами представитель банка.

"Абсолют Банк" в 2017 г. планирует продолжить региональную экспансию, увеличив географию присутствия - как в регионах, где есть офисы "Балтинвестбанка" (на санации у "Абсолют Банка"), так и в новых регионах, рассказывает Любименко. Возможно, количество открытых точек будет несколько больше, чем было в прошлом году, отмечает он.

Банк "Югра", по словам Шиляева, также рассматривает возможность расширения сети. В числе приоритетных регионов - Дальний Восток, Приволжский, Южный и Северо-Западный федеральные округа. Это территории опережающего экономического развития, где происходит наиболее активное становление и развитие бизнеса, особенно приоритетного для банка сегмента малого и среднего бизнеса, объясняет он.

Другие новости
Поделиться

самое важное о торговой недвижимости – доставим на ваш email