В Санкт-Петербурге, где возобновить работу пока смогли лишь непродовольственные магазины с отдельным входом, а большинство арендаторов торгцентров остаются закрыты, падение Shopping Index относительно июня прошлого года на минувшей неделе составило 58—66%.
Президент Watcom Роман Скороходов называет динамику показателя в Москве хорошей: по его прогнозам, при отсутствии дополнительных негативных факторов, в начале июля Shopping Index восстановится до 80% от значений прошлого года.
Посещаемость магазинов в помещениях стрит-ритейла, по оценкам Watcom, сейчас также восстанавливается достаточно активно. Так, в Москве их Shopping Index по итогам первой недели составил 47% от аналогичного значения прошлого года, второй — 65%. Господин Скороходов объясняет, что летом спрос на уличные локации традиционно выше, чем на те, которые расположены внутри торговых центров. «В условиях усталости от карантинных ограничений и ограниченных бюджетов на отдых, можно ждать относительно высокого интереса к посещению летних веранд кафе и ресторанов»,— предполагает эксперт.
Потенциальные скидки
Но в Москве далеко не всем арендаторам коммерческих помещений удалось пережить кризис. По оценкам руководитель отдела стрит-ритейла JLL Екатерины Подлесных, на Кузнецком мосту доля вакантных помещений уже может быть около 15%. В Санкт-Петербурге кризис также ощущается достаточно остро: по итогам трех месяцев ограничений на работу уровень вакантных площадей на Невском проспекте вырос на 2,7 процентных пункта, до 10,7%.
Ведущий консультант направления «стрит-ритейл» компании «Магазин магазинов» Ольга Свиридова ждет, что рост вакантности продолжится как минимум еще один-два месяца с момента снятия ограничений на работу: торговые сети начнут анализировать свою прибыль, закрывая нерентабельные точки. На докризисный уровень заполняемость помещений в этом сегменте, по ее прогнозам, выйдет не раньше второй половины 2021 года.
Эксперт добавляет, что собственники помещений существенно не снижают ставки, но прислушиваются к спросу, они готовы к адекватному торгу и скидкам на начальный период.
«В свою очередь, ритейлеры предлагают им ставки на 30–40% ниже, чем до карантинных ограничений»,— отмечает госпожа Свиридова.
В R4S указывают, что заключают без дисконта 70% новых сделок, в 30% случаев компания дает скидку в 5–10% на срок до 12 месяцев. При этом в компании указывают, что на Новослободской улице сейчас можно снять большое количество помещений со скидкой в 50%, но это говорит лишь о том, что стоимость была сильно завышена собственником до кризиса. По пессимистичному прогнозу R4S восстановление рынка стрит-ритейла затянется на два-три года, оптимистичному — на год-полтора.
Перспективы переезда
В торговых центрах ситуация пока выглядит более стабильной. Согласно оценкам Knight Frank, открыться после карантина в Москве не смогли только 1% арендаторов. Но аналитики поясняют, кто картина пока неполная и по итогам месяца значение должно скорректироваться в сторону увеличения.