Аналитика и исследования
Скачать статью

Новые ТЦ Москвы: открываются одинаково, заполняются по-разному

Доля пустующих/неработающих магазинов на момент открытия объекта в новых торговых центрах Москвы, введенных в эксплуатацию с начала 2014 года, в среднем составляет 50%. Показатель, который с трудом воспринимался в середине 2014 года, сейчас, в силу сильнейшей турбулентности на розничном рынке, стал практически нормой. В текущих условиях гораздо более важными для мониторинга представляются показатели развития торгового центра, то есть темпов его заполнения работающими магазинами после открытия. 


По всем торговым центрам, открытым с 2014 года в Москве, компания МАГАЗИН МАГАЗИНОВ фиксирует уровень пустующих площадей на дату ввода в эксплуатацию. Объем неработающих площадей на момент открытия в разных объектах варьируется: от 94% (так открылся Columbus) до 8% (уровень «Весны»). Средний показатель по всем новым торговым центрам – 50% нефункционирующих площадей. 


Основываясь на своих подсчетах доли пустующих площадей на момент открытия и на конец марта 2015 г., компания МАГАЗИН МАГАЗИНОВ рассчитала, насколько быстро центры заполняются с учетом временного фактора. Абсолютным лидером по скорости заполняемости площадей стал Columbus: за 1,5 месяца после открытия в центре заработали точки арендаторов на площади 38,6 тыс. кв. м (в дополнение к заполненным площадям на момент ввода эксплуатацию) – то есть в центре открывалось секций в среднем на 859 кв. м в день. Хорошую динамику продемонстрировал и «Авиапарк», в котором за прошедших с момента открытия 4 месяца заполнилось точек на площади 63 тыс. кв. м. Замыкает тройку лидеров Vegas Crocus City, в котором за 10 месяцев заработало секций еще на 67 тыс. кв. м. 

Динамика скорости заполнения площадей крупнейших торговых центров Москвы, открытых с 2014 года*

22041501.jpg

* - Торговые центры отсортированы по скорости открытия площадей после введения центра в эксплуатацию в единицу времени

«Почти все центры открываются с большой долей неработающих магазинов. На наш взгляд, важно оценивать и то, насколько быстро в этих объектах открываются точки уже после открытия. По сути, этот показатель отражает степень доверия арендаторов к центру. Это и объясняет тот факт, что в одних торговых центрах (к примеру, Columbus) арендаторы довольно быстро начинают открывать свои точки, а в других (как «Мозаика») не проявляют такой активности», - поясняет Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга МАГАЗИН МАГАЗИНОВ.

Торговые центры, открытые в Москве с 2014 года

12.jpg

В целом, средний показатель пустующих площадей в торговых центрах Москвы по итогам 1 квартала вырос до 11% (560 тыс. кв.м GLA). По состоянию на конец года, ожидается роста показателя до 12–14%. 


«Рост значения индикатора связан, в первую очередь, с высоким объемом пустующих площадей в новых объектах. Так, на момент открытия торговых центров Columbus и «Кунцево Плаза», в них функционировали арендаторы только на 1/3 площади, – комментирует Андрей Васюткин. – Безусловно, объем вакантных площадей, по которым не подписаны договоры аренды меньше той площади, на которой не функционируют магазины. Так, для ЦДМ на Лубянке, по нашим данным, на момент открытия вакансия составляла 28%, при этом доля пустующих площадей - 39%. И это хороший показатель для текущего рынка, достигнутый в т.ч. за счет своевременного открытия больших секций якорных арендаторов Hamleys и КидБург. Год назад мы отмечали, что именно сейчас, в кризисный период, увеличивается продолжительность переговоров по вопросам аренды. Если раньше в прогнозах закладывался уровень заполняемости на момент открытия минимум в 80-90%, то сейчас – 60-70%».


В Q1 2015 уровень пустующих площадей в торговых центрах Москвы продолжил рост

13.jpg

Для справки: 
В течение 1 квартала 2015 года в Москве открылись три торговых центра совокупной арендопригодной площадью (GLA) 238,8 тыс. кв. м:

1. Columbus (140 тыс. кв.м GLA) 
2. Кунцево Плаза (63,6 тыс.кв.м GLA)
3. Центральный Детский Магазин на Лубянке (35,2 тыс.кв.м GLA)

Это рекордный ввод первых кварталов всех предыдущих лет. Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями на конец марта составил 421 кв. м / 1000 жителей (для сравнения, 400 кв. м / 1000 жителей по состоянию на конец 2014 года).

Другие новости
Поделиться

самое важное о торговой недвижимости – доставим на ваш email