В этом году исследование компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ «Международные бренды: степень развития в России» впервые включило кластер городов с численностью населения 300-500 тыс. человек. Это обусловлено смещением вектора девелоперской активности в малые по размеру города России. За новыми ТЦ в города следуют международные бренды. В текущей волне исследования компания зафиксировала существующее положение дел в этих городах – «статику», чтобы в следующих волнах уже отслеживать динамику развития международных брендов.
Всего в городах выбранного кластера присутствуют 147 международных брендов, то есть треть от общего количества международных брендов, присутствующих на территории России. В ТОП-5 городов-лидеров кластера по обеспеченности международными сетями входят Сургут, в котором присутствуют 82 бренда, Сочи (76), Калининград (45), Белгород (44) и Ставрополь (40).
Рейтинг малых городов России по присутствию международных брендов
Город |
Количество брендов, 2014 |
Место в рейтинге |
Сургут |
82 |
1 |
Сочи |
76 |
2 |
Калининград |
45 |
3 |
Белгород |
44 |
4 |
Ставрополь |
40 |
5 |
Чебоксары |
39 |
6 |
Владимир |
35 |
7 |
Иваново |
33 |
8 |
Киров |
30 |
9 |
Магнитогорск |
30 |
10 |
Архангельск |
29 |
10 |
Вологда |
26 |
10 |
Курск |
25 |
11 |
Смоленск |
25 |
12 |
Улан-Удэ |
22 |
13 |
Орел |
22 |
14 |
Брянск |
20 |
15 |
Тверь |
19 |
16 |
Калуга |
18 |
17 |
Мурманск |
18 |
18 |
Чита |
15 |
19 |
Курган |
13 |
20 |
Череповец |
12 |
21 |
Владикавказ |
11 |
22 |
Нижний Тагил |
9 |
23 |
Махачкала |
7 |
24 |
Лидерство Сургута закономерно, поскольку в городе зафиксирован самый большой объем предложения торговых площадей в торговых центрах современного уровня среди городов с численностью населения 300К-500К человек.По своей структуре присутствующие в кластере бренды никак не отличаются от структуры международных сетей в целом по России: также доминируют бренды профилей «одежда» и «аксессуары» среднего ценового сегмента, а активнее всех развиваются fashion-сегмент и общепит.
Профильное распределение открытых точек в городах с численностью населения 300К-500К
Самыми активными в плане покорения этого кластера городов являются adidas, Colin’s, Yves Rocher, Benetton и Reebok – это лидеры по общему количеству магазинов среди всех международных брендов в этих городах. Тройка лидеров в профиле общественного питания – Baskin Robbins, McDonalds, Subway.
Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, комментирует: «Крупнейшие международные операторы активно осваивают кластер городов «300+». Более того, рассматривают и менее крупные города – так, например, один из мировых лидеров fashion-ритейла, H&M открывает свой магазин в Пскове, где проживает чуть более 200 тыс.чел. Такие города под пристальным вниманием группы MANGO и других брендов. При этом, кластер городов с численностью населения 300-500 тыс. очень разнородный. Ряд городов уже близок к насыщению качественными ТЦ и международными брендами. Так, например, на такие города как Сургут, Калининград, Белгород, Иваново международные fashion-бренды смотрят уже очень осторожно. В то же время большая часть этих городов обладают высоким потенциалом для развития качественных центров с международными марками».
Исследование «Международные бренды: степень развития в России», проводимое компанией МАГАЗИН МАГАЗИНОВ четвертый год подряд, охватывает свыше 450 международных брендов в 35 крупнейших городах России, изучает их присутствие, выявляя различия в зависимости от профиля и региона, дает представление об основных трендах развития сетевой розницы в стране.